... Иркутск
Доллар
Евро

Александр Колчак

Военный и политический деятель, флотоводец, ученый-океанограф. Один из крупнейших полярных исследователей конца XIX — начала XX века, участник ряда полярных экспедиций. Адмирал. Участник Русско-японской и Первой мировой войн. Командовал минной дивизией Балтийского флота (1915–1916), Черноморским флотом (1916–1917). Один из руководителей Белого движения во время Гражданской войны. Верховный правитель России (1918–1920). Сыграл ключевую роль в фактическом открытии Иркутского государственного университета.

4-2211-Колчак.jpg

Александр Васильевич Колчак родился 4 (по новому стилю 16) ноября 1874 года в Петербурге. Отец Александра Васильевича — Василий Иванович Колчак — служил в морской артиллерии; прошел курс в Институте корпуса горных инженеров, где изучал металлургию. На Обуховском заводе служил приемщиком Морского ведомства. Ушел в отставку в чине генерал-майора. В 1894 году выпустил книгу «История Обуховского завода, в связи с прогрессом артиллерийской техники», а в 1904-м — книгу «Война и плен, 1853–1855 гг. Из воспоминаний о давно пережитом». Умер в 1913 году. Мать А.В. Колчака — Ольга Ильинична — родом из донских казаков и херсонских дворян (урожденная Посохова). Умерла в 1894 году.

В 1888–1894 годах Александр Колчак учился в Морском кадетском корпусе, куда перевелся из 6-й Санкт-Петербургской классической гимназии. Был произведен в мичманы. Кроме военного дела увлекался точными науками и заводским делом: слесарить выучился в мастерских Обуховского завода, штурманское дело осваивал в Кронштадтской морской обсерватории.

В 1895–1899 годах на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер» А.В. Колчак побывал в дальних заграничных плаваниях, в которых начал заниматься океанографией, гидрологией, картами течений у берегов Кореи, пытался самостоятельно изучить китайский язык, готовился к южнополярной экспедиции, мечтая продолжить работы Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, дойти до Южного полюса. К этому времени прекрасно владел тремя европейскими языками, хорошо знал лоции всех морей Земли. В 1900 году произведен в лейтенанты.

При подготовке к Русской полярной экспедиции, участвовать в которой ему предложил барон Э.В. Толль, А.В. Колчак изучал магнитологию в Павловской магнитной обсерватории, практиковался в Норвегии у Ф. Нансена. В 1900–1902 годах на шхуне «Заря» прошел путь по арктическим морям (с двумя зимовками — по одиннадцать месяцев каждая). Во время зимовок совершал дальние — до 500 верст — поездки на собачьих нартах и на лыжах. Исполнял должности гидролога и второго магнитолога.

Во время плавания под руководством лейтенанта Колчака проводились комплексные гидрологические исследования, после которых береговая линия западного Таймыра и соседних островов приобрела новые очертания на картах; один из вновь открытых у берегов Таймыра островов Толль назвал именем Колчака. После навигации 1902 года «Заря», добравшаяся до бухты Тикси, была раздавлена льдами, и экспедиция, снятая пароходом «Лена», через Якутск прибыла в декабре в столицу. Барон Толль, ушедший с тремя спутниками к острову Беннетта по морскому льду, не вернулся, и Колчак, прибыв в Петербург, предложил Императорской Академии наук организовать спасательную экспедицию к острову Беннетта на шлюпках. Когда Колчак выразил готовность возглавить предприятие, Академия дала ему средства и полную свободу действий.

В конце января 1904 года на собаках и оленях поисковая экспедиция прибыла в Якутск, где тут же было получено известие о нападении японцев на Порт-Артур. Колчак телеграфировал Академии просьбу об отчислении в Морское ведомство и о направлении в район боевых действий. Пока решался вопрос о его переводе, Александр Колчак и его невеста Софья Омирова перебрались в Иркутск, где в местном географическом обществе он сделал доклад «О современном положении Русской полярной экспедиции». В условиях начавшейся войны свадьбу решили далее не откладывать, и 5 марта 1904 года Александр Колчак и Софья Омирова обвенчались в Морском храме (Харлампиевской церкви) Иркутска, который располагался на углу нынешних улиц Горького и 5-й Армии. За участие в Русской полярной экспедиции Колчак получил орден Святого Владимира 4-й степени.

В Порт-Артуре А.В. Колчак служил вахтенным начальником на крейсере «Аскольд», артиллерийским офицером на минном заградителе «Амур», командиром эскадренного миноносца «Сердитый». На поставленной им к югу от Порт-Артура минной банке подорвался и затронул японский крейсер «Такасаго».

В ноябре 1904 года, после тяжелой пневмонии, Александр Колчак перешел на сухопутный фронт. Командовал батареей морских орудий в вооруженном секторе Скалистых гор. Награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».

20 декабря, в момент сдачи крепости, из-за суставного ревматизма в очень тяжелой форме (последствие экспедиции на Север) Колчак оказался в госпитале. Попал в плен и был перевезен в Японию. Правительство Японии предложило русским военнопленным либо остаться, либо «вернуться на родину без всяких условий». В апреле–июне 1905 года Колчак проделал путь через Америку в Петербург. За отличие под Порт-Артуром он был пожалован золотой саблей с надписью «За храбрость» и орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами. Врачи признали его совершенным инвалидом и отправили лечиться на воды; лишь через полгода он смог вернуться в распоряжение Императорской Академии наук.

До мая 1906 года Колчак приводил в порядок и обрабатывал экспедиционные материалы. Была подготовлена книга «Лед Карского и Сибирского морей», опубликованная в 1909 году. 10 января 1906 года на объединенном заседании двух отделений Императорского Русского географического общества (ИРГО) Колчак сделал сообщение об экспедиции на остров Беннетта, а 30 января Совет ИРГО присудил ему «за необыкновенный и важный географический подвиг, совершение которого сопряжено с трудом и опасностью», высшую награду ИРГО — Большую золотую Константиновскую медаль.

После событий 1905 года Колчак оказался среди небольшого числа тех морских офицеров, которые взяли на себя задачу воссоздания и научной реорганизации русского военного флота. В январе 1906 года он стал одним из четверых основателей и председателей полуофициального офицерского Санкт-Петербургского морского кружка. Вместе с другими его членами разработал записку о создании Морского Генерального штаба (МГШ) как органа, ведающего специальной подготовкой флота к войне. МГШ был создан в апреле 1906 года. Колчак, оказавшийся в числе первых двенадцати офицеров, выбранных из всего русского флота, был назначен заведующим Отделением русской статистики в МГШ. На основе предположения о вероятном нападении Германии в 1915 году в МГШ была разработана военно-судостроительная программа, одним из главных составителей которой был Колчак.

В 1907 года Главное гидрографическое управление Морского ведомства начало подготовку Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Колчак разработал один из проектов этой экспедиции, при его активном участии происходил выбор типа судов для нее и наблюдение за постройкой ледокольных транспортов большого радиуса действия «Вайгач» и «Таймыр», строившихся на Невском судостроительном заводе в 1908–1909 годах. В мае 1908-го в чине капитана второго ранга Колчак стал командиром спущенного на воду «Вайгача», оборудованного специально для картографических работ. Весь экипаж экспедиции состоял из военных моряков-добровольцев, на всех офицеров возлагались научные обязанности. В октябре 1909 года суда вышли из Петербурга, а в июле 1910-го прибыли во Владивосток. В конце 1910 года Колчак вернулся в Петербург.

В 1912 году Колчак назначен начальником Первого оперативного отдела МГШ, в его компетенции — вся подготовка флота к ожидаемой войне. В этот период он участвовал в маневрах Балтийского флота, становится специалистом в области боевых стрельб и в особенности минного дела: с весны 1912 года он в Балтийском флоте, потом служил в Либаве (Лиепае), где была база Минной дивизии.

С декабря 1913-го Колчак — капитан 1-го ранга; после начала Первой мировой войны — флаг-капитан по оперативной части. Разработал первое боевое задание флоту — закрыть сильным минным полем вход в Финский залив (минно-артиллерийская позиция, которую полностью с успехом, но не так быстро повторят моряки-краснофлотцы в 1941 году). Приняв во временное командование группу из четырех миноносцев, в конце февраля 1915 года Колчак закрывает двумя сотнями мин Данцигскую бухту. Это была очень трудная операция, в том числе по условиям плавания кораблей со слабым корпусом во льдах. Здесь в очередной раз пригодился полярный опыт Колчака.

В сентябре 1915 года А.В. Колчак вступил в командование, сначала временное, Минной дивизией. Одновременно в его подчинение переходят все морские силы в Рижском заливе. В ноябре 1915-го Колчак получил высшую русскую военную награду — орден Святого Георгия 4-й степени. В апреле 1916 года императорским указом Колчаку присвоен чин контр-адмирала, а уже в июне — вице-адмирала, командующего Черноморским флотом.

После Февральской революции 1917 года Севастопольский совет отстранил Колчака от командования, и адмирал вернулся в Петроград. Здесь он получил приглашение от американской миссии, обратившейся к Временному правительству с просьбой командировать адмирала Колчака в США для сообщения сведений по минному делу и борьбе с подводными лодками. 4 июля А.Ф. Керенский дал санкцию на осуществление миссии Колчака, и тот в качестве военного советника отбыл в Британию, а затем в Америку. Ответив согласием на предложение партии кадетов баллотироваться в Учредительное собрание, А.В. Колчак решил вернуться в Россию, но Октябрьский переворот задерживает его в Японии до сентября 1918 года.

В ночь на 18 ноября в Омске произошел военный переворот, в результате которого А.В. Колчак был провозглашен Верховным правителем России, Верховным главнокомандующим вооруженных сил и произведен в полные адмиралы. Однако после начальных успехов войска Колчака летом–осенью 1919 года отступили под натиском Красной армии. Колчак переносит Ставку из Омска в правительственный эшелон, новой столицей назначается Иркутск.

Находясь в Нижнеудинске, Александр Колчак 5 января 1920 года передал верховную власть генералу Антону Деникину, а управление Восточной окраиной — атаману Григорию Семенову и перешел в чешский вагон под покровительство стран Антанты. 14 января в обмен на свободный проезд на родину чехи в Иркутске выдали адмирала большевикам. 15 января 1920 года Колчака арестовали. Иркутский ревком вынес постановление о казни Колчака без суда. 7 февраля 1920 года в четыре часа утра Колчака вместе с премьером В.Н. Пепеляевым расстреляли на берегу реки Ушаковки и сбросили в прорубь.

4-2211-Колчак памятник.jpg

В ноябре 2004 года в Иркутске, у Знаменского собора, открыт памятник Александру Колчаку работы скульптура Вячеслава Клыкова.

По материалам электронных СМИ


Просмотров: 318

21:12, 13 дек 2017 г.

Есть ли в России оппозиционные СМИ?

Сразу оговорюсь, что речь о федеральном, общенациональном уровне – регионов у нас столько, что разговор получится слишком долгим.

19:48, 13 дек 2017 г.

Стабильность и космос, «пьяные» мажоры на дорогах, о тотемном животном «ЕР»

Полиция наградила Анатолия Яковлева, преградившего собственным автомобилем путь летевшему по улицам Иркутска 30 ноября пьяному шелеховскому гонщику.

18:32, 13 дек 2017 г.

Участник ДТП на плотине ГЭС в Иркутске привлекался за езду в пьяном виде

В июле 2016 года в Саянске тогда 18-летний Станислав Дзирквадзе, будучи нетрезвым, за рулем Land Rover устроил погоню со стрельбой.

17:11, 13 дек 2017 г.

В Иркутскую область прибыли участвовавшие в операции в Сирии бомбардировщики

Торжественная встреча прошла при участии ветеранских организаций, сослуживцев, родственников и членов семей военнослужащих.